Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество «Не тоскуй, далеко ты от нас; и страна теперь не наша!»
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

«Не тоскуй, далеко ты от нас; и страна теперь не наша!»

2 мая 2015 года
«Не тоскуй, далеко ты от нас;   и страна теперь не наша!»

Наш дядя Вася, Кобелев Василий Алексеевич, 1922 года рождения, папин младший брат, уроженец деревни Кошкино, был призван Котласским РВК в 1941 году. А в декабре 41-го его не стало. В Котласский РВК пришло извещение: «Известить Кобелеву Лидию Ивановну, п.Лименда, ул. Головко, 51, что солдат Кобелев Василий Алексеевич, 1922 г.р., находясь на фронте, пропал без вести в декабре 1941 года».

А было ему всего девятнадцать лет. И только через семьдесят четыре года мы узнали: в Латвии, в Тукумском районе, волости Сланпес, поселке Спиркус есть братская могила. В списках погибших значится и «…рядовой Кобелев В.А.»
Чует мое сердце – это наш Вася. И кто-нибудь из родственников к нему обязательно съездит. А пока я хочу написать письмо дяде Васе. Язык-то с трудом поворачивается назвать его дядей: ведь мне уже 65, а ему всего так и осталось – девятнадцать!
«Васенька! Или как тебя маманя называла, Васятка! Василек! В пятнадцать лет ты остался без мамы, в шестнадцать – уехал из отцовского дома. Будь она не ладна, эта политика, когда людей раскулачивали! А в восемнадцать лет – был призван на войну. В спешке расписался со своей любимой. Ее звали Лидочкой. Может, после твоей смерти и ребеночек родился? А мы и не знали, и не знаем. Отзовитесь кто-нибудь из Лименды! Сколько лиха ты хватил за свои девятнадцать лет! Убили тебя, нашего Васеньку, фашисты окаянные! И еще миллионы таких же, как ты!
Давай-ка, я тебе расскажу коротенько, что произошло за эти 74 года с твоей семьей. Твой старший брат Шура вернулся с войны. Вступил в колхоз. Его жена Ольга, еще во время войны вступила, иначе голодно было бы. Жили они в вашем отцовском доме в Кошкине. Одна изба была отломана при раскулачивании, так Шура дом в конце пятидесятых – начале шестидесятых перестроил. Отец твой скончался в 1947 году. А в 1948-м утонул у Шуры с Ольгой семилетний Вася (тезка твой, родился в мае 1941-го). Ты, наверное, успел повидать своего новорожденного племянника перед уходом на войну. В 1951 году у них умер восьмилетний Коля. А твоя самая младшенькая сестричка Надя... Ты нянчился с ней, я знаю, развлекал ее разными байками.
Рано твою сестричку угнали на лесозаготовки: в шестнадцать или семнадцать лет. Не вынес тяжелых испытаний юный организм –заболела и умерла. Как тяжело осознавать, что вы – такие юные – легли в могилы. А Люда, тоже молодая умерла – в тридцать один год, при родах. Но у нее остались трое детей. Живут в Сыктывкаре. Сима умерла в сорок девять лет, у нее трое детей было (одной уже нет в живых). Жили на станции Сольвычегдск, а затем в Сыктывкаре.
Это все о младших твоих сестрах, а теперь о старших. Шура, мой отец, умер в семьдесят четыре года. Четверо нас у него осталось. Жили в д.Кошкино. У Галины первый муж пропал без вести. Она вышла замуж во второй раз. Кроме Нади и Шурика (ты их помнишь! их уже, правда, нет в живых) родилась Светлана. Жили в Черемухе. А Мария прожила девяносто лет, у нее было трое детей. Теперь в живых никого. А еще, Васенька, у тебя десять племянников.
Будем помнить тебя в своих сердцах и детям своим накажем, чтобы помнили. Я уже пенсионерка, живу в избе твоего отца. В той самой, в которой ты вырос. Хожу по тем же половицам почти полуметровой ширины, по которым ты делал свои первые шаги; топал босыми ножками по свежему, тогда еще некрашеному, полу. А на чердаке висят маленькие холщовые штинишки с заплатками на коленях. Ты в них и бегал, наверное, а потом твой племянник, тоже Вася. Да уледочки разных размеров, тоже носили вы с Шурой да с сестричками, а потом они передавались следующему поколению.
А мы-то, Васенька, уже хорошо жили. С 1961 года слушали радио в деревне. А вскоре и полная электрификация настала. Полвека уже – с электричеством: и керосиновые лампы не нужны. Я и бутыль из-под керосина сдала в музей. В 70-х годах появились телевизоры, кино дома смотрим. А теперь даже у каждого есть свой беспроводной телефон.
Вот я коротенько и рассказала о жизни твоих ближних родственников. Не тоскуй; далеко ты от нас. И страна-то теперь не наша. Получается, на чужбине ты. Но кто-нибудь из нас приедет к тебе обязательно».
 


От имени всех племянников, Нина, Шурина дочь, д.Кошкино

Комментарии (0)