Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество «Давайте с нами на вертолете!»
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

«Давайте с нами на вертолете!»

17 марта 2015 года
«Давайте   с нами   на вертолете!»

Все выходные, как ни силилась, так и не смогла вспомнить, зачем именно летала с Борисом Немцовым по его Нижегородской области на вертолете. Мы были в каких-то хозяйствах на совещаниях. И все так там было необычно и интересно! Разумеется, я писала об этом. Но, уверенная, что «газета живет один день», никогда не хранила газетные вырезки. Однако из 1996-го осталась-таки в папочке одна публикация из Нижнего Новгорода. Только и в ней – официальные, так сказать, впечатления, а вовсе не те, что перли из меня в выходные, когда во всех новостях я слышала имя Бориса...
Итак, весна 1996-го. Пятый год, как во главе Нижегородской области Ельциным поставлен Немцов.
И первый год руководства Архангельской областью Ефремова. Как всегда при смене власти, мы надеемся на перемены. Это вообще было время надежд и, как казалось, прорывов. Вот редакция «Правды Севера» и командировала меня к Немцову – посмотреть, как там получается у молодого ретивого губернатора и что из его опыта может пригодиться нам.
Приехала, заселилась в гостиницу и первым делом отправилась к коллегам – за помощью в организации встречи. В редакции «Нижегородской правды» удивились: оказалось, я сама, безо всякой протекции и предварительных звонков, могу пойти в администрацию и встретиться с кем хочу.
В общем, пошла я в администрацию. Сама. Никаких тебе «вертушек» на входе, никаких пропусков или хоть милиционера у дверей.
Иди кто хочешь. Секретарь в приемной сообщила, что «сегодня губернатора не будет, а завтра подъезжайте к 12.00».
И мы на два дня улетели в область. Сельское хозяйство никогда не было моей темой, и я только запомнила, что Немцов в отличие от меня явно был в теме. Сочинец-горожанин по рождению, физик-математик по образованию, он был явным лидером в любом общении. Он ни с кем не панибратствовал и никого не выдирал публично. Этой самой публичности в командировке не было вообще: из прессы с ним летала только я, да и то – чужой журналист из чужой области, неизвестно зачем явившийся и что задумавший писать. Немцова это не беспокоило.
А в целом меня интересовало тогда, как все устроено в нижегородском руководстве. Кого берут на работу, сколько платят, как стимулируют... И Немцов предложил мне самостоятельно пообщаться «с кем захотите».
Самому Немцову тогда было 36. По меркам того, что «губернаторство как пост надо заслужить» – мало. Да и по жизненному опыту – совсем ничего. Но, пожалуй, впервые в той командировке я нашла веское подтверждение собственного мнения о том, что на значимых должностях должны работать молодые. Амбициозные, отвязные, дерзкие, креативные – в хороших смыслах этих слов. Ну, пусть рядом будет уважаемый наставник – исключительно для того, чтобы не давать делать глупости, сдерживать немножко.
Главное в карьерном рывке – не успеть стать частью бюрократической системы.
А она как раз и создается привычными мелочами типа постового на входе, паспорта, пропуска, отметки на выходе... У нас сначала завели такой порядок в администрации, потом в мэрии, а теперь вот и в областном Собрании...

Нечего важных людей всякими глупостями от работы отвлекать. Пустяк? Но такие пустяки и формируют некую избранность, особость, значимость власти. Формально – «слуги народа».
По факту – обособленная каста, куда сегодня за счастье для многих попасть.
Из публикации 1996 года: «Рассказывает начальник информационно-аналитического центра Петр Земсков: «Весной 1994 года мы остро почувствовали, что организация и результаты работы перестали соответствовать поставленным губернатором задачам. Немцов требовал от специалистов озабоченности, идей, мозговых атак, а под это, конечно, требовались молодые, инициативные, честолюбивые люди.
И сначала у нас начались сокращения – болезненные, целыми отделами. А потом на вакансии был объявлен конкурс».
Так, на пять мест в один из департаментов подали заявки 120 человек. А сегодня любое бюрократическое ведомство говорит нам: да кто на такие (имеют в виду маленькие) зарплаты пойдет?! Но в том-то и дело, что карьера – не для всех и не всегда только зарплата.
Есть молодые, для которых сделать свое дело лучше любого мастодонта – само по себе достижение. Причем Земсков тогда по моей просьбе открыл и зарплатные ведомости – все, в том числе Немцова. Не помню суммы, но в газетной реакции прозвучало: «не густо».
Значит, меня их зарплаты не впечатлили.
Кстати, в одном из хозяйств председатель предложил губернатору: вам надо сделать, как у нас. Моя зарплата – это пять механизаторских или 10 зарплат доярок. Хочу больше – должен сначала поднять им.
Немцов обрадовался: мы собираемся сделать то же самое. Ищем только, от кого из бюджетников считать...
Из публикации 1996 года, Земсков: «У всех прошедших конкурсный отбор психологи отмечали высокую степень мотивации. Сюда не идут несостоявшиеся специалисты, неудачники, блатники – им не выдержать конкуренции. К сильной личности Немцова тянутся те, кому интересно работать... Задача губернатора не столько в том, чтобы разбираться в каждом конкретном деле, сколько в том, чтобы оценить, правильно ли то или иное решение. И тут нужны не специальные знания, а умение найти действительно грамотных людей, которые могут в нужную минуту подсказать разумные вещи».
Вернувшись из Нижнего Новгорода, я встретилась с Ефремовым. Поделилась впечатлениями, показала документы... Ефремов тогда сказал, что некоторые приглашенные в его команду уже отказались от такой чести... «Значит, надо что-то решать с зарплатами. Люди должны получать деньги за знания, инициативу, за работу и ответственность, а не за просиживание штанов...»
Почти каждый новичок на губернаторском посту говорит то же самое. Но действенной оценки эффективности труда чиновников как не было, так и нет. Хотя зачатки ее создавал тот же Немцов. Спустя 10 лет после его губернаторства эту систему в пилотном проекте реализовал тогдашний мэр Коряжмы Дементьев (нынешний руководитель контрольно-счетной палаты области). И в обоих случаях система работала! Но она не нужна бюрократической системе, потому и не внедряется до сих пор по всей стране.
Как сказала в комментарии к той, 1996 года, публикации психолог Ольга Санникова (она сейчас работает в Санкт-Петербурге), «отбор на конкурсной основе заставляет держаться в тонусе тех, кто уже в аппарате, и предъявляет определенные требования к тем, кто собирается участвовать в управлении.
Причем с помощью психологов в команду подбираются люди, не удобные уже существующему руководству, а как-то проявившие себя в тренингах – по личностным, моральным, мотивационным качествам...»
Но никто этим профессионалам не дал развернуться на чиновничьем поле в полную силу, не дали поработать по-настоящему. Это никому было не нужно. Время перемен закончилось слишком быстро. А только оно, по словам Хакамады, в те годы единомышленницы Немцова, «шанс для качественных людей. Потому что в стабильной системе все кирпичи утрамбованы. А во время перемен все болтается. И тот, кто отвечает вызовам, обладает интуицией, делает свою и чужую жизнь счастливее намного быстрее».
Я тоскую по тому времени. По тем надеждам. По тем людям. Можно сказать: «у них же ничего не получилось». Но мы-то счастливы были, когда они пытались, как говорила та же Хакамада, «спасти Россию».


Елена МАЛЫШЕВА 

Комментарии (0)